«Проект реализуется победителем конкурса по приглашению благотворительной программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина»

Многие хотели бы знать, как выглядели их деды и прадеды. Где и когда родились, чем занимались и чем отличались от нас. Для этого достаточно немного свободного времени и непреодолимого желания «познакомиться» с предками. Тогда на выручку могут прийти старые семейные альбомы, расспросы родственников и областные архивы, где хранятся метрики и ревизии за последние три столетия. Но что делать, если родственник жил намного… намного отдалённее от наших дней?! Помочь здесь может только труд археолога и бесценный опыт антропологов. Современная наука с большой долей вероятности может восстановить внешний облик древнего человека, обнаруженного при археологических раскопках, рассказать, чем он питался, насколько был сильным и развитым, и чем предположительно занимался. Но как быть уверенным, что это именно ваш или наш общий родственник?! И тут нужно довериться генетике, которая изучает гены человека, содержащие информацию о наследственности. Но для начала нужно мечтать и хотеть, ведь путь от идеи до воплощения всегда начинается с желания. А в нашем случае с огромного желания сотрудников музея-заповедника «Иднакар» познакомить вас с жителем современной Удмуртии, жившим в верховьях Чепцы много столетий назад и, возможно, являющегося вашим далёким родичем!

Реконструкции внешности древнего населения Удмуртии крайне редки, а примеры воссоздания облика средневековых жителей северной её части единичны. Не говоря уже о комплексных археологических, антропологических и генетических исследованиях на материалах одного конкретного погребения. Сегодня проведённое «расследование» и полученные результаты уже можно считать уникальной практикой для удмуртской культуры. Инициировать по возможности всесторонний анализ по палеоантропологическому материалу побудило создание на базе историко-культурного музея-заповедника «Иднакар» им. М.Г. Ивановой виртуального музея погребального обряда финно-пермского населения. В силу ряда причин для дальнейшей работы был выбран материал из предположительно мужского погребения № 93 Тольёнского могильника VIII–начала X веков нашей эры, относящегося к памятникам поломской археологической культуры. Реконструкция внешности и антропологические исследования были выполнены в Центре физической антропологии (ЦФА) Института этнологии и антропологии РАН главным научным сотрудником Е.В. Веселовской и стажером-исследователем Ю.В. Рашковской. Генетические исследования – руководителем Лаборатории исторической генетики МФТИ Х.Х. Мустафиным.

Итак… Наш герой жил более двенадцати столетий назад в районе современной деревни Тольён Дебёсского района. Это – мужчина в возрасте 30–40 лет с большей вероятностью ближе к 30 годам, с очень колоритной внешностью и средним для того времени ростом 166 см. Как говорят учёные очень научным языком, во внешности угадываются признаки сублапоноидности или, как чаще в последнее время называют такой тип, уралоидности. Широкое низкое лицо с некоторой уплощенностью в области орбит, выразительные скулы и надбровье, глаза и рот некрупных размеров… Узнаваемо, правда!? Людей такого типажа можно и сейчас встретить в Удмуртии, Пермском крае, Коми. А вот нос у нашего героя выступает значительно, эта деталь делает фактурней, особенной, внешность нашего с вами родственника.

При жизни мужчина вряд ли изнурял себя каждодневным тяжелым физическим трудом – он точно не «работал» кузнецом или земледельцем, не управлял лодкой и не сидел за вёслами каждый день, не был профессиональным лесорубом. Антропологи отмечают сравнительно меньшее развитие верхних конечностей, то есть плечевой пояс у нашего героя в повседневной жизни участвовал слабо. Зато мужчина, видимо, много ходил – по костям нижних конечностей можно сказать, что на ноги он испытывал нагрузки частенько. Можно лишь предположить, что мужчина был рядовым общинником, а то, что он обычно передвигался пешим, наталкивает на мысль о его «специализации» как охотника.

При жизни мужчина не получал никаких травм, но страдал пародонтозом, отчего у него выпало несколько зубов. А в последний год жизни наш герой настолько страдал от зубной боли, что это привело даже к абсцессу. Питался наш родич, как в юности, так и во взрослом возрасте весьма сбалансировано – в рационе преобладало мясо травоядных животных, грубое зерно, в меньшей степени речные дары. А вот кофе и чай человек точно не пил и не курил – никаких признаков красящих веществ на его зубах не присутствует. В детстве, возможно, испытывал дефицит питания, что выразилось в некоторой степени недоразвитии нижних резцов или, по-научному, в эмалевой гипоплазии.

И, самое главное, сейчас уже научно подтверждено, что мужчина 30-ти с небольшим лет, живший недалеко от современной деревни Тольён много веков назад, является предком современным северных удмуртов. Гаплогруппа его ДНК, которая называется Волжско-алтайской (N-Y9022), имеет происхождение из Сибири и оказывается одной из основных генеалогических линий у современных удмуртов, коми, марийцев, чувашей и хантов. Отмечена она также у коренного населения Алтая, что и послужило причиной её наименования. Среди археологических примеров совпадения этой гаплогруппы с тольёнской можно назвать образец из курганной части могильника неволинской культуры Броды I в Кунгурском районе Пермского края и образец из Баяновского могильника ломоватовской археологической культуры в Добрянском районе Пермского края.

А жил и умер тольёнский человек в VIII веке, судя по вещевому инвентарю, обнаруженному археологами. Умер он, скорее всего, не зимой, может быть весной или осенью, и похоронен в гробовище из луба. Родственники и члены общины провели языческий погребальный обряд, связанный с жертвенным костром и положением в могилу жертвенной пищи, а также личных вещей покойного. Хотя мужчину в будущем, вероятно, в XIX веке, ограбили, забрав ценные вещи, всё же при раскопках в 1986 году обнаружен был двушипный наконечник копья с подтреугольным пером. Найдены также универсальный топор с умеренно расширяющимся и незначительно оттянутым назад лезвием, втульчатый и черешковый наконечники стрел, нож и развал лепного сосуда с оттисками шнурового и круглого решётчатого штампов. Орудия такого типа имеют довольно широкую датировку, а вот решётчато-шнуровая посуда не характерна для VII века и повсеместно начинает встречаться в захоронениях VIII–го.

Автор статьи – заведующий отделом археологии Александр Сергеевич Дёмин.

Тайна Остова сокровищ, изображение №1
 
Тайна Остова сокровищ, изображение №2
 

Скачать приложение можно по ссылке:

Программный комплекс по музею погребальных обрядов “Остов сокровищ”.