Фрагменты из железных «цепочек» были зафиксированы в нескольких погребениях в ходе исследования Поломского I могильника в 1987 г. (экспедиция УдНИИ под руководством В.А. Семенова). Долгое время вещевой материал из этого памятника находился в Ижевске и только два года назад был полностью передан на постоянное хранение в фонды нашего музея. В коллекции, насчитывающей более трех тысяч единиц, есть множество интересных и информативных свидетелей расцвета поломской эпохи VI–IX вв. н.э. Но, пожалуй, наиболее поразительными являются фрагменты, относящиеся к элементам женского костюмного комплекса. Теперь эти предметы, побывавшие в чутких руках реставратора, достойны стать украшением любого археологического музея, но украшают они именно наш музей – музей «Иднакар»!

В погребениях железные украшения были найдены, в основном, в области таза и бедер погребенных. Некоторые фрагменты содержали прикипевшие к ним пронизки и привески из медного сплава. Сейчас уже можно предположить, что при жизни их владелиц это были сложносоставные детали костюмного комплекса, крепившиеся к ременной гарнитуре. Они представляли собой полотно, выполненное кольчужным способом плетения, и дополнялись пронизями и привесками.
Увы, время не пощадило древние сокровища – комплекс попал в руки Ани в аварийном состоянии. Не исключено, что значительные утраты были получены и в процессе длительного хранения не в музее. На момент передачи вещей реставратору, это были бесформенные объекты, искаженные почвенно-коррозионными наслоениями. Однако после реставрационного таинства у комплекса началась новая жизнь, ведь теперь он выглядит как подлинный археологический артефакт!!!

Так что же было сделано в реставрационной мастерской при К(П)ФУ? Во-первых, Аней была проведена тщательная расчистка предметов. В результате кольчужное плетение стало явно читаться, открылись некоторые пронизки, «спрятанные» до этого под коррозионными корками. Изделия из медного сплава также были освобождены от ненужных продуктов коррозии. Все фрагменты и детали были укреплены пропиткой, некоторые удалось подобрать и склеить в единый фрагмент. Также в процессе расчистки на вещественных памятниках были выявлены и сохранены органические материалы – кожаные шнуры, фрагменты меха и льняной ткани простого полотняного переплетения. В нашем посте мы не станем перечислять все реставрационные мероприятия, да это и не нужно. Главное, что комплекс сейчас абсолютно стабилен и готов к началу своей экспозиционной жизни в музее. А ведь Ане пришлось справиться с 23 кольчужными фрагментами из разных погребений и комплексом из пронизок, некоторые из которых на оригинальных кожаных шнурах!!! Напомним, что реставрация была выполнена в рамках ее дипломной работы, проходящей под руководством реставратора высшей категории Светланы Буршневой!

Примечательно, что во время реставрационных работ Ане удалось еще и провести рентгенофлуоресцентный анализ (а это не входило в задачи!) некоторых изделий, отлитых на основе меди. Результаты показали, что в качестве основы средневековым мастером была взята медь, а основными легирующими элементами – цинк, олово, свинец. К примесям здесь можно отнести мышьяк и сурьму, незначительная же примесь серебра лишний раз подтверждает подлинность предмета. В целом, состав металла очень близок к латуни. Анализ припоя на средневековых украшениях показал высокое содержание в нем свинца и олова и минимум меди и цинка. Причем состав его, по-видимому, не был идеальным из-за преобладания в нем свинца – припой в некоторых местах растекся.
Коллектив историко-культурного музея-заповедника «Иднакар» выражает благодарность Ане Пайзеровой за высококлассную работу, достойную профессионала!!!


