Прослушать историю

Материалы городища Иднакар подтверждают факты военного нападения на него в заключительный период существования памятника. Об этом говорят следы пожара на валу, концентрация наконечников стрел на площади городища между двумя оборонительными валами.
В XIII в. подавляющее большинство чепецких памятников прекращает функционировать. Причины гибели поломско-чепецкой культуры исследователями видятся по-разному. Одна группа ученых полагает, что чепецкие городища были сметены татаро-монгольским нашествием, чему, правда, доказательств нет. Другие считают возможной причиной гибели чепецкой культуры походы вятчан на Чепцу в XIII вв. 
Однако, нельзя не заметить, что период угасания культуры четко совпадает со временем монгольского разгрома Волжской Булгарии, связи с которой, возможно, были основой развития чепецких городищ. Есть основания считать, что в X-XIII вв. бассейн р. Чепцы находился в сфере доминирования Волжской Булгарии и рассматривался булгарами как северная периферия их государства, сырьевой придаток – поставщик пушнины.
Прекращение существования большинства чепецких памятников в XIII в. было следствием разорения татаро-монголами Волго-Уралья, прежде всего Волжской Булгарии. В условиях отсутствия стабилизирующей булгарской силы городища стали слишком легкой добычей для разного рода захватчиков и грабителей, поэтому жители оставили прежние поселения. Можно предполагать, что носители поломско-чепецкой культуры, рассредоточившись, стали жить небольшими группами, разбросанными по более удаленным и укромным районам Чепецкого бассейна.
В настоящее время идет напряженная работа по систематизации и обобщению материалов археологических раскопок на городище Иднакар. Но уже сегодня с предельной ясностью выявляется исключительно высокая значимость этого памятника в раскрытии социально-экономической и этнокультурной истории удмуртов в эпоху средневековья. 
Более того, исследования последних лет позволили рассматривать поселение в русле градообразовательных процессов лесной зоны Восточной Европы. И это многократно усилило значение его материалов, поскольку на территории расселения восточных финнов трудно назвать хотя бы один памятник, сравнимый по степени изученности с Иднакаром – аграрно-ремесленным, военно-оборонительным и общественно-административным центром этносоциальной общности северных удмуртов. 
По-видимому к XII веку на Иднакаре сформировались все признаки протогорода. Возможно, эти процессы получили бы свое дальнейшее развитие, но во второй половине XIII века для чепецкого населения, как и для удмуртов в целом сложилась крайне неблагоприятная внешняя ситуация, связанная с последствиями татаро-монгольского нашествия и перемещениями населения. Внутренние процессы развития древнеудмуртского общества были нарушены, и основные центры расселения предков северных удмуртов прекращают свое существование.

Гибель городища